1.Фактические данные о динамике здоровья населения страны с 1990 по 1997 годы
Достаточно полную, целостную картину социальной катастрофы, в которую попало российское общество в процессе социально-экономических преобразований в стране в 90-е годы, дают сухие цифры официальной статистики о динамике заболеваемости по группе социально значимых болезней, заболеваемости новорожденных и динамике численности населения, представленные в нижеследующей таблице.
Динамика уровня здоровья населения России или Как отразились на здоровье населения России социально-экономические преобразования в стране |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Годы | |||||||||
Показатели заболеваемости На 100 тыс. чел. |
1990 | 1991 | 1992 | 1992 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | За 8 лет показатель ухудшился |
Туберкулез | 34,2 | 34 | 35,8 | 42,9 | 48 | 57,9 | 67,6 | 74 | В 2,1 раза |
Сифилис | 5,3 | 7,2 | 13,4 | 33,6 | 86,1 | 177,2 | 265 | 277 | В 52,7 раза (!) |
Наркомания и Токсикология |
4,3 | 4,4 | 4,4 | 4,2 | 10,4 | 16,9 | 22,7 | 31 | В 7 раз (!) |
Заболеваемость Новорожденных (в % от родившихся) |
14,8 | 17,4 | 20,3 | 23,5 | 26,3 | 28,5 | 31,3 | 33,9 | В 2,3 раза |
Естественный Прирост (+) Или убыль (-) Населения (на тыс. человек) |
+2.2 | +0,7 | -1,5 | -5,1 | -6,1 | -5,7 | -5,3 | -5,2 |
(Из: Российский статистический Ежегодник: Госкомстат РФ, 1998)
2.Анализ социально-экономической обстановки в стране в 1998-1999 г.г.
(Из: Хубаев Г.Н. Вид пропасти заставляет строить мост //Экономика и жизнь. Юг. – апрель 1999. №9-12;
см. также: Хубаев Г.Н, Эффективность функционирования экономики России: безинвестиционные пути повышения // Материалы Межгосударственной науч.-практ. конф. «Проблемы проектирования и управления экономическими системами: инвестиционный аспект» (Ростов-на-Дону, 23-24 марта 1998 г.). – Ростов-на-Дону, РГЭА, 1998. Хубаев Г.Н. Социально-экономическая обстановка в России и приоритетные направления экономической политики // Материалы 3-й Межгосударственной науч.-практ. конф. «Экономико-организационные проблемы проектирования и применения информационных систем» (Ростов-на-Дону, 25-26 ноября 1998 г.). – Ростов-на-Дону, РГЭА, 1998.)
1. Анализ социально-экономической ситуации в стране в 90-е годы.
Здесь мы покажем, что в результате проводимых в России реформ ни один из важнейших показателей, ответственных за эволюцию экономики в направлении максимальной эффективности, не имел положительной динамики, и в частности, не улучшилось, а, наоборот, ухудшилось информационное обеспечение потребляющих и производящих единиц, снизилась заинтересованность единичных экономических агентов, каждого гражданина в поиске резервов («излишков»), еще более усилилась власть монополий и т.д. Мы также проанализируем сложившуюся на сегодня социально-экономическую ситуацию в стране, определим, какие же особенности, специфические признаки характеризуют российское общество, чем именно Россия отличается от других стран, выскажем свои соображения относительно приоритетных направлений экономической политики российского государства.
Что же характеризует сегодняшнюю социально-экономическую обстановку в стране? В первую очередь, это:
*криминализация экономики, органов государственной власти и управления; Так, по нашему убеждению, практически весь крупный частный капитал в стране создан криминальным путем: либо путем приобретения по сговору по заниженной стоимости госсобственности, либо путем незаконных манипуляций бюджетными средствами, либо путем невозвращения банковских кредитов (зачастую, по взаимной договоренности с работниками того же банка), либо путем прямого обмана вкладчиков кредитного учреждения и т.д. А оставшиеся небольшая часть созданного вполне легальным путем частного капитала относится к тем многократно описанным в периодике случаям, когда, например, хитроумно используются лазейки в действующем законодательстве (оставленные законодателями случайно или умышленно, в собственных корыстных интересах), либо когда крупный государственный чиновник, оставив службу, вдруг получает (от коммерческого банка) за лекцию вознаграждение, превышающее зарплату всех действительных членов Российской Академии наук, и гордо объявляет о том, что он честно, в полном объеме заплатил налоги, либо когда средний доход чиновника областной администрации в 100 раз превышает среднюю зарплату учителя и др. (правда, соотношение доходов директора завода и рядового инженера, нередко, имеет тот же порядок);
*вывоз в массовых масштабах национального богатства за рубеж (капитала, сырьевых ресурсов, культурных и исторических ценностей, «умов»);
*нарастание социальной напряженности в обществе (непрерывно продолжающиеся забастовки, голодовки и другие акции протеста);
*ослабление контрольных функций со стороны государства и снижение исполнительской дисциплины на всех уровнях управления страной, отсутствие оперативных, адекватных и действенных административных санкций. к нарушителям государственной дисциплины. Действительно, очень мощная система, осуществлявшая в недавнем прошлом разносторонний контроль (безусловно, с издержками, в интересах правящей партии, иногда просто бутафорский, но все же, контроль) за деятельностью органов исполнительной власти, развалилась - нет ни народного контроля, ни партгосконтроля, ни контроля со стороны многочисленных общественных организаций, уже давно не действует строго регламентированная и достаточно эффективная, разветвленная система учета, обработки и анализа писем и жалоб трудящихся и т.п. И получилось так, что реально, на практике вновь созданные структуры исполнительной власти контролируют сами себя со всей, вытекающей из такого положения результативностью (создается впечатление, что даже материалы проверок, проводимых Счетной палатой, почему-то остаются без внимания тех, кого они в первую очередь должны интересовать - прокуратуры, законодателей, МВД и др.);
*падение объемов производства готовой продукции практически во всех отраслях экономики, причем в наибольшей степени в легкой и пищевой промышленности, в отраслях, производящих сложную наукоемкую продукцию;
*большое запаздывание органов исполнительной власти з принятии оперативных, адекватных ситуации, тактических решений при управлении экономическими и социальными процессами (протекающими в рыночных условиях гораздо более динамично, чем при плановой экономике);
*отсутствие непротиворечивой, целостной системы законодательных актов, обеспечивающих слаженное, согласованное функционирование всех элементов хозяйственного механизма, а также слабость (в том смысле, что можно платить налоги из дохода в 300 рублей, а делать покупки на 3 миллиона рублей), экономически неоправданная сложность, запутанность налогового законодательства; постоянное, продолжающиеся в течение всех последних семи лет изменение правил взаимодействия хозяйствующих субъектов; Непрерывный рост числа уголовных преступлений;
*более значительная по сравнению с другими странами доля расходов в бюджете на содержание крупной армии, оборонных предприятий, пограничной службы и др.
*хроническая технологическая отсталость отраслей, связанных с производством предметов потребления - пищевой, легкой промышленности, бытовой техники и др.
*полный моральный и физический износ значительной части основных производственных фондов (в последние годы на большинстве предприятий не выполнялся план-график планово-предупредительных ремонтов оборудования, не обновлялся изношенный, морально устаревший станочный парк; и это при том, что в 1985 году средний возраст оборудования в СССР составлял 28 лет, а в Японии - 8- 10 лет);
*растущая внешняя задолженность страны и, соответственно, растущий объем выплат по процентам за кредиты; многочисленные нарушения в деятельности финансовых органов: частые случаи нецелевого расходования бюджетных средств, аккумулирование налоговых поступлений и бюджетных средств на разных счетах в разных банках, задержки с поступлением бюджетных средств на счета получателя и др.;
*объем импорта готовой продукции достиг таких размеров, что возникла реальная угроза для экономической безопасности страны. Для подтверждения этого тезиса сошлемся лишь на один, поражающий своей наглядностью пример, который одновременно демонстрирует удивительную непродуманность экономической политики государства. Так, еще совсем недавно, до начала движения к рыночной экономике Советский Союз не только обеспечивал собственные потребности в растительном масле, производя его 10-11 литров на душу населения, но и определенную часть этого полезного продукта даже экспортировал (!), получая очень ощутимую прибавку в бюджет страны. Что же мы имеем сегодня? Как показали проведенные Оксаной Е. Кваша и Николаем П. Борисенко исследования, экономически не просчитанная, огульная либерализация экспорта привела к массовому вывозу маслосемян (а никак не масла) за рубеж. Только в 1996 году из Ростовской области за рубеж было вывезено 724,3 тыс. т маслосемян, в 3,8 раза больше, чем в 1995 году, при этом внутренние потребности в растительном масле удовлетворялись в основном за счет импорта. Наибольший удельный вес среди стран-экспортеров растительного масла занимает Турция, которой удалось повысить объемы продаж подсолнечного масла на рынке Ростовской области с 32,3% в 1995 г. до 98,8% в 1996 г. Причем положение с маслосеменами и маслом не изменилось в лучшую для российской экономики сторону ни в 1997 г., ни в 1998г. - показательная «оперативность» органов управления в устранении аварийной ситуации в экономике. В то же время, по данным Бюллетеня иностранной коммерческой информации, цена на подсолнечный шрот на рынке ЕС составляет 48% от цены на подсолнечное семя - 153 и 317 долларов США соответственно, при цене одной тонны европейского подсолнечного масла примерно 700 долларов, т.е. импортируя семена подсолнечника, переработчик семян оставляет полученный шрот у себя, обеспечивая тем самым дополнительную прибыль за счет продажи этого ценного кормового продукта. Такая ситуация очень выгодна зарубежным производителям масла, поскольку европейский рынок является стабильным потребителем подсолнечного шрота. По расчетам О.Е. Кваша, при переработке семян подсолнечника, экспортированных в 1996 г. за рубеж, на заводах Ростовской области было бы получено дополнительно 333 тыс. т подсолнечного масла, 391 тыс. т подсолнечного шрота или 117 тыс. т кормового белка. Выручка от реализации готовой продукции в ценах 1996 года составила бы 632 млрд, руб., прибыль - около 91 млрд, руб., а государство бы получило более 73 млрд, рублей в виде налоговых платежей и других отчислений, обеспечив занятость на масло¬жировых предприятиях области около трех тысяч человек. К сожалению, это все лишь теоретически возможный, но реально упущенный, потерянный экономический (и социальный) эффект;
*имущественная поляризация населения, увеличение доли люмпен- пролетариев, интеллектуальная и физическая деградация значительной части населения из-за обреченности вести унизительное, нищенское существование (когда, судя по периодике, полковники с доцентами торгуют в лотках на базаре, обслуживая нуворишей с неполным средним образованием, а не сумевшие адаптироваться к новым условиям кандидаты наук умирают от истощения). Обратим внимание на то, что за время реформ практически в несколько раз уменьшился не только производственный, но и интеллектуальный потенциал российского государства. Так, все последние годы в целом по стране доля лиц с высшим и средним специальным образованием среди безработного населения составляет 65-75%, а разветвленные многоуровневые отраслевые системы повышения квалификации и переподготовки кадров из-за недостаточного бюджетного финансирования почти полностью развалились. Но ведь известно, что невостребованные и не пополняемые знания быстро забываются, обесцениваются.
Однако, каким бы тяжелым ни казалось экономическое положение страны, все же главная опасность для жизнедеятельности государства заключается в том, что в ситуации с таким набором характерных признаков создаются благоприятные предпосылки и возможности для утраты демократических завоеваний общества, для развала конституционного строя, для перехода власти к диктатуре, но уже не к диктатуре пролетариата, а к диктатуре одной из конкурирующих мафиозных группировок.
2. Отличительные черты российского общества, обусловленные спецификой его исторического развития (актуальные в плане выбора приоритетных направлений экономической политики).
Определим теперь, какие же специфические черты были присущи российскому обществу, брошенному сначала в перестройку, а затем в стихию рынка? Перечислим их.
*Две мировых войны, гражданская война, репрессии в период культа личности, голод катастрофически уменьшили (по сравнению с другими странами) долю (слой) наиболее активных, смелых, не боящихся риска, самостоятельно мыслящих людей среди населения страны, т.е. в России, после пережитых ею катаклизмов истории, оказалась ничтожно малой доля лиц с чертами характера, в первую очередь необходимыми управленцу-менеджеру, маркетологу, предпринимателю - главным действующим фигурам рыночной экономики.
*Годы жизни в условиях авторитарного режима, перманентного дефицита товаров и услуг объективно способствовали формированию своеобразных типов личности - а) послушного исполнителя, униженного, испытывающего панический страх перед начальством; б) приспособленца-лицемера, не имеющего твердых, общественно полезных моральных принципов; в) иждивенца, ожидающего подачки от государства и убежденного в том, что именно государство должно его содержать. Правда, в этом выводе нет ничего нового, такой результат был предсказан еще более ста лет назад: «Если...человек...получает из общественных складов только ту долю, которую обществу благоугодно будет уступить, он становиться рабом.». «Чем чаще проявляется общественное вмешательство, тем сильнее развивается в гражданах мнение, что все должно делаться для них и ничего ими самими» (Спенсер Герберт, 1884г.).
*Гипертрофированное доверие населения слову, поступающему из средств массовой информации - по каналам радио, телевидения, из газет. Ведь многие десятилетия вещало только государство и, как нас убеждали, вещало только правду. Отсюда - ничем не поколебленная (никакими скандалами с МММ, «Тибетами» и прочими строителями пирамид) вера рекламе, обещаниям кандидатов в депутаты и другой, к сожалению, далеко не всегда правдивой информации.
*Неподготовленность абсолютного большинства населения к жизни в условиях демократического общества - вера в то, что принимать решения и нести за них ответственность должен кто-то наверху - президент, правительство, губернатор, начальник; наивная вера в возможность быстрого обогащения благодаря счастливому случаю; вера в безнаказанность того, у кого есть деньги и власть; правовая неосведомленность, неумение, и, зачастую, нежелание защищать свои права и т.д. Ведь в передовых странах Запада принципы демократического управления обществом формировались в течение столетий одновременно с ростом самосознания, культуры и образованности населения и уточнялись по мере того, как росло понимание, осознание населением выгод демократического обустройства общества.
Деградация за десятилетия авторитарного режима и плановой экономики всей российской юридической системы (возможно, что исключение составляют лишь разделы, связанные с уголовным законодательством), ее полная неподготовленность к работе в условиях рынка.
*Наследие плановой экономики - наличие очень большого числа монополистов (отраслей, предприятий), а также градообразующих предприятий, вокруг которых сосредоточена вся местная жизнь. Это обстоятельство не только приводит к перекосам в структуре себестоимости продукции (растет доля энергетической и транспортной составляющих) и снижению конкурентоспособности российских товаров, но и негативно отражается на локальной социально-экономической обстановке, на темпах рыночных преобразований: ведь раньше государство полностью контролировало жизнь общества и, будучи заинтересованным в социальном мире, обеспечивало этот мир любыми средствами. Сегодня же директора и владельцы градообразующих предприятий реально никому не подконтрольны: ведь именно от их расположения зависит благополучие всех органов местной власти - исполнительной, законодательной, судебной.
*Неразвитость инфраструктуры рынка, в первую очередь, сетей телекоммуникаций (в 1990 г. обеспеченность городского населения домашними телефонными аппаратами сети общего пользования или имеющими на нее выход составляла в среднем по России 36 штук на 100 семей, а сельского - 14 штук), транспорта и др. Это приводит к тому, что цены на одинаковую продукцию в одном регионе могут отличаться на порядок.
*Малая доля лиц (среди населения страны), знающих основные, наиболее распространенные иностранные языки (ведь до недавнего времени большинство жителей страны относилось к категории «невыездных»),
*Исключительная отсталость российского сельского хозяйства. Так, в 1990 году в сельском хозяйстве США было занято 2,3 млн. чел., которые обеспечивали продовольствием не только население США, но и половину остального населения планеты, давая огромную прибавку в национальный бюджет. А 21,3 млн. чел., занятых в сельском хозяйстве СССР, не могли прокормить даже жителей собственной страны.
*Низкий уровень доверия граждан властным структурам. Российские власти и прежде далеко не всегда говорили народу правду, но то, что творится в последние годы, можно квалифицировать как сплошной обман. Регулярно демонстрируемая полная несостоятельность правительственных краткосрочных прогнозов относительно уровня инфляции, курса рубля, динамики других экономических показателей (когда ошибка краткосрочного прогноза составляет сотни процентов), ни разу не выполненные клятвенные обещания не допустить девальвацию рубля, выдать по автомобилю за каждый ваучер и т.п. убедили многих, сумевших сохранить здравый смысл граждан е безразличии представителей исполнительной власти к тому, что о них подумает население страны, ее общественность.
Завершая анализ социально-экономической обстановки в стране, обратимся к весьма показательным результатам исследований, проведенных профессором Борисом Сербиновским (НГТУ) в 1997 году на 11 предприятиях городов Новочеркасска, Ростова-на-Дону и Белой Калитвы. Социологические опросы работников предприятий показали, что активно и творчески трудиться готовы лишь 4,2% работающих, при этом более 90% опрошенных не считают себя собственниками предприятия и в действительности таковыми не являются, 98,6% не получают никаких доходов от собственности акционированных предприятий, причем не удовлетворены результатами приватизации - 98,8% (!), а таких, кто не доверяет своим руководителям, оказалось 97,6%. (!). О какой же децентрализации принятия решений и о каком стимулировании поиска резервов всеми экономическими агентами в этом случае может идти речь. При таком психологическом климате и социально- экономическом положении в общественном производстве скорее следует говорить о возврате к феодализму, а не о построении цивилизованной рыночной экономики.
Спрашивается, в чьих же интересах в России осуществляются экономические преобразования? Разве на такой результат надеялась демократическая общественность страны, активно включившаяся в перестройку?
Скачать статью